История возникновения службы социальной защиты в России уходит в глубину веков. Сосредоточение дела призрения в государственных учреждениях началось после воцарения династии Романовых. В 1613 году учреждается Аптекарский приказ, а с 1670 года при царе Алексее Михайловиче (1545 - 1667) - Приказ строения богаделен. В период совместного правления Петра I и Ивана V мероприятия по искоренению нищенства и призрения вновь приобретают актуальность. В феврале 1682 года был принят «Приговор» (решение церковного Собора в Москве о признании больных и нищих). Указы Петра I и Екатерины II о создании различных социальных учреждений, изданные в XVIII веке, сделали возможным переход общественного призрения в определенную систему. Законодательным актом от 7 ноября 1775 года, получившим название «Учреждения для управления губерний Всероссийской Империи», была заложена государственная система общественного призрения.
Александр II своим указом от 1 января 1864 года утвердил «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». Органами земского и городского самоуправления, создавшимися в соответствии с этим указом, проводилась значительная работа в области социального обеспечения и социальной поддержки целого ряда категорий населения, которая включала в себя строительство и содержание богаделен, устройство сиротских приютов, открытие яслей для грудных детей, создание училищ для слепых, организацию школьных интернатов, учреждение «домов трудолюбия», опеку над домами призрения для душевно больных, выделение пособий малообеспеченным семьям, развитие сети столовых для бедных, финансирование питания в земских больницах и др.
На рубеже XIX - XX вв. сделаны первые шаги в области социального страхования рабочих. Один за другим вышли законы, регламентирующие труд женщин и подростков на промышленных предприятиях, о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих, служащих и членов их семей, в предприятиях фабрично - заводской, горнозаводской промышленности. В 1912 г. III Государственная Дума приняла четыре социальных закона: о страховании рабочих от несчастных случаев, о страховании на случай болезни, об учреждении присутствий по делам страхования рабочих, об учреждении совета по делам страхования рабочих.
В 1912 году утвержденный Николаем II «Устав об общественном призрении» получил силу закона. В документе содержались фундаментальные представления о видах и способах государственного призрения, о категориях призреваемых, размерах помощи и обязанностях благотворительных организаций.
В мае 1917 года было создано общероссийское Министерство государственного призрения, которое с приходом Советской власти реорганизовано в Народный комиссариат социального обеспечения Декретом Совнаркома от 26 апреля 1918 года.
Советской властью был принят целый ряд директив, положивших начало формированию новой системы социального обеспечения, основанной на закреплении права на социальное обеспечение за каждым трудящимся предприятия, потерявшим трудоспособность. Одним из самых ранних постановлений правительства стал декрет «Об увеличении пенсий» (ноябрь 1917г.).
Важной вехой в организации социального обеспечения стало принятие в октябре 1918 года «Положения о социальном обслуживании трудящихся», предусматривающего не только пенсионное обеспечение престарелых и инвалидов, но и систему пособий по болезни, государственную охрану материнства и детства, помощь пенсионерам и инвалидам, проживающим в домах - интернатах.
В результате мероприятий правительства по организации государственной системы социального обеспечения в течение 1918 - 1920 гг. значительно увеличилось количество пенсионеров и семейств красноармейцев, которые пользовались пособиями: действовало 1800 учреждений для инвалидов, в которых содержалось 166 тыс. человек, 1724 учреждения для осиротевших и беспризорных детей, где на государственном обеспечении находилось 124 тыс. человек.
Поворотной вехой, обозначившей переход от социального обеспечения периода гражданской войны и военного коммунизма к социальному страхованию, стал декрет Совета народных Комиссаров от 15 ноября 1921 года «О социальном страховании лиц, занятых наемным рудом».
В русле новой социально-защитной политики советское правительство в годы восстановительного периода приняло целый ряд нормативных актов:Постановление Совнаркома «О социальном обеспечении инвалидов» (8 декабря 1921 г.); декрет Совнаркома от 9 декабря 1921 года «О пенсионном обеспечении членов семей в случае потери кормильца»; декреты СНК «О социальном обеспечении при временной нетрудоспособности и материнстве» (9 декабря); «О страховании на случай болезни» (19 декабря); «О социальном обеспечении при безработице» (28 декабря).
В 1921 - 1924 гг. стала складываться система социального страхования и обеспечения лиц наемного труда, бывших военнослужащих и их семей, что подтверждается принятием ВЦИК, Совнаркомом и другими руководящими органами РСФСР около 100 декретов, положений и других документов по этим вопросам.
В иной форме решались задачи социальной помощи нуждавшимся в ней крестьянам. На основании декрета СНК от 14 мая 1921 года проведена значительная работа по созданию крестьянских комитетов взаимопомощи. Было организовано 50 тыс. комитетов, которые осуществляли социальную помощь нуждающимся в виде пособий, ссуд, вспашки полей и уборки урожая, финансовой поддержки школ, больниц, инвалидных домов, обеспечения их топливом и др. На основе опыта деятельности крестьянских комитетов общественной взаимопомощи позднее возникла система крестьянских обществ взаимопомощи. «Положение о крестьянских обществах взаимопомощи», утвержденное в сентябре 1925 года ВЦИК и Совнаркомом, обязывало эти общества осуществлять социальное обеспечение семей военнослущих, инвалидов и всех беднейших слоев деревни, «содействовать» государственным органам в оборудовании, содержании и снабжении находящихся на территории инвалидных учреждений, больниц, школ, детских домов, бесплатных столовых. Во второй половине 20-х годов в РСФСР действовало около 60 тыс. обществ крестьянской взаимопомощи.
С конца 20-х годов в связи с развертываем индустриализации и численным ростом рабочих правительство делает определенные шаги по noвышению уровня организации пенсионного обеспечения.
В 1928 - 1929 годах вводятся пенсии по старости для рабочих. Установленный возраст выхода на пенсию остается неизменным до сих пор, a для ряда категорий трудящихся он даже снизился.
В новом Положении ВЦИК и СНК (март 1928г.) было упорядочено пенсионное обеспечение инвалидов труда и семей, потерявших кормили Размеры пенсий устанавливались в зависимости от группы и величины инвалидности, производственного стажа и размера заработной платы. В положениижении ЦИК и СНК о пенсиях и пособиях по социальному страхованию от февраля 1930 г. было систематизировано законодательство о пенсионном обеспечении рабочих и трудящихся.
Конституция СССР 1936 года закрепила право всех граждан на социальное обеспечение по старости, болезни и потере трудоспособности.
В годы Великой Отечественной войны главное внимание правительства было направлено на организацию социального обеспечения военнослужащих и их семей. В правительственных указах военных лет утверждал порядок назначения пенсий и пособий лицам высшего, старшего, среднего младшего начальственного состава, определялся порядок установления пенсий и выплаты пособий семьям военнослужащих в военное время, утверждались льготы для семей погибших и без вести пропавших фронтовике. Важным направлением социальной работы периода Великой Отечественной войны и послевоенных лет стали социальная реабилитация раненых, возвращение к производственной деятельности инвалидов, создание домов инвалидов и трудовых интернатов, расширение сети детских домов для детей, оставшихся без родителей.
Важнейшим событием в стране стало принятие в 1956 году закона государственных пенсиях, который оказал огромное влияние на дальнейшее развитие всей системы социального обеспечения. Закон о пенсиях и пособиях членам колхозов, появившийся в 1964 году, повысил уровень материального обеспечения пенсионеров.
В конце 50-х - начале 60-х гг. практически начался новый этап в развитии социального обеспечения. С 1961 года существенно расширяются функции Министерства социального обеспечения РСФСР. По новому Положложению в его компетенцию вошли выплата пенсий, обеспечение врачебно-трудовой экспертизы, трудовое устройство и профессиональное обучение инвалидов, материально-бытовое обслуживание пенсионеров, многодетны и одиноких матерей, предоставление протезно - ортопедической помощи.
Таким образом, в стране было введено полное социальное обеспечение трудящихся при всех видах потери трудоспособности, при безработице, при наступлении старости или инвалидности и других, предусмотренных законом случаях.
Характерными чертами социального обеспечения являлись его всеобщность, равное право на его получение, доступность условий обеспечения, предоставление многообразных видов и форм социального обеспечения, в том числе назначение пенсий по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, по выслуге лет; выплата пособий по временной нетрудоспособности, пособия женщинам по беременности и родам, по случаю рождения ребенка; бесплатное медицинское обслуживание, больничное и санаторно - курортное лечение; снабжение протезными изделиями; профессиональное обучение и переобучение; направление на работу в соответствии с заключением ВТЭК; предоставление места в домах престарелых и инвалидов; содержание детей в летних лагерях отдыха и т.д.
В начале 90-х годов социальная работа приобрела самостоятельный вид профессиональной деятельности. Постановлением Госкомтруда СССР от 23 апреля 1991 года № 92 в квалификационный справочник должностей была включена должность «специалист по социальной работе». Эта должность, установленная для всех отраслей народного хозяйства, стала эквивалентом принятой в мире должности «социальный работник».
Постановлением Министерства труда РФ от 12 октября 1994 г. № 66 дана тарифно - квалификационная характеристика должности «специалист по социальной работе» в новой редакции, в которой его обязанности расширены.
История развития системы социальной защиты населения в Челябинской области начинается с постановления губернского революционного комитета № 7 от 11 августа 1919 года о создании отдела труда Челябинского губкома. Подотдел социального обеспечения и охраны труда являлся одним из 5 структурных звеньев отдела.
В июле 1920 года Постановлением президиума губернского исполкома отдел труда был разделен на 2 самостоятельных: отдел труда и отдел социального обеспечения. Отдел социального обеспечения включал следующие подразделения (подотделы): финансово - счетный, пенсий и пособий, подотдел пайка, по оказанию помощи пострадавшим от контрреволюции, охраны материнства и младенчества, инвалидный, по устройству мастерских для инвалидов и стариков, организационно - инструкторский, социального страхования, хозяйственный.
В ноябре 1923 года Постановлением ВЦИК Челябинская губерния была ликвидирована. Она вошла в состав Уральской области как Челябинский округ.
Губсобес был переименован в окрсобес и подчинен общему отделу окрисполкома на правах подотдела. С декабря 1925 года он снова приобретает функции самостоятельного отдела.
К 90 - м годам на территории области была создана сеть учреждений социального обслуживания, в которую входили стационарные учреждения (12 домов -интернатов для престарелых и инвалидов, 4 детских дома - интерната, 2 ПТУ для инвалидов), 2 территориальных центра социального обслуживания с отделениями дневного пребывания на 100 мест. При центрах действовало 18 отделений социальной помощи на дому. Кроме того, 67 таких отделений имелось при отделах социального обеспечения и 2 при других организациях. В общей сложности они обслуживали 8143 человека.
В январе 1992 года во исполнение Указа Президента РСФСР по реорганизации центральных органов государственного управления РСФСР, управление соцобеспечения Челябинской области преобразовывается в управление социальной защиты населения, затем Постановлением главы администрации Челябинской области от 20.01.93г. № 14 - в Главное управление социальной защиты населения области. С 1990 года ГУСЗНО возглавил Вадим Васильевич Никитин.
В области действовали: 9 домов - интернатов общего типа для престарелых и инвалидов; 5 психоневрологических интернатов; 3 детских дома -интерната для умственно отсталых детей; областной реабилитационный детский центр; 2 профессиональных училища - интерната для инвалидов; 22 специализированных учреждения; социальная гостиница; областной реабилитационно - физкультурный центр инвалидов "Импульс"; 2 центра психологической помощи ("Телефон доверия").
В 2004 году Постановлением Губернатора Челябинской области от 09.08.2004г. № 406, Главное управление социальной защиты области было реорганизовано в Министерство социальных отношений.
На современном этапе развития системы социального обслуживания стратегическая цель деятельности Министерства социальных отношений Челябинской области и всей системы социальной защиты населения области - повышение уровня и качества жизни граждан, нуждающихся в помощи государства.
Достижение этой цели строится по двум направлениям, соответствующим главным целям работы Министерства.
Первое - повышение уровня доходов населения за счет организации предоставления мер социальной поддержки: выплата пособий, компенсаций, субсидий, предоставление установленных законом льгот и т.п.
Второе направление - улучшение качества жизни пожилых людей, инвалидов, неблагополучных семей с детьми и детей, оставшихся без попечения родителей. Эта работа направлена на повышение доступности и качества социальных услуг, совершенствование системы социального обслуживания населения, в том числе пожилых людей и инвалидов, совершенствование профилактической работы по предотвращению социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних детей.
В настоящее время система социальной защиты это:
- 50 управлений социальной защиты населения;
- 55 детских домов для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- 23 социально-реабилитационных центра для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
- 50 комплексных центров социального обслуживания населения;
- 6 домов интернатов для пожилых и инвалидов;
- 8 муниципальных домов интернатов для пожилых и инвалидов малой вместимости;
- 2 геронтологических центра;
- 3 центра реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья;
- 7 психоневрологических интернатов;
- 2 детских дома для детей с умственной отсталостью;
- 2 центра помощи семье;
- 1 профессиональное училище для инвалидов.
В системе социальной защиты населения работают около 15 тыс. человек.
Каждый третий житель нашей области, так или иначе, связан с системой социальной защиты населения: является либо получателем мер социальной поддержки, либо потребителем социальных услуг.